перед ресурсоснабжающими и ТКО-организациями за них несут сейчас управляющие компании. Новый законопроект призван облегчить бремя УК и граждан. В объединении
управляющих компаний отмечают, что текущее положение дел в РФ вызывает риск банкротства самих организаций и недовольство жителей многоквартирных домов по всей
стране.
Сосед за соседа не отвечает
Сейчас при банкротстве физических лиц их долги за коммуналку повисают мертвым грузом на УК, ТСН, ТСЖ и т.д. Проект изменений в Жилищный кодекс страны поможет урегулировать вопросы погашения задолженности перед ресурсоснабжающей организацией (РСО), региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае признания физического лица банкротом.
Как рассказали в Федеральном собрании, до конца весенней сессии Госдума приступит к рассмотрению законопроекта, который восстанавливает справедливость в отношении управляющих организаций.
— Внесудебное банкротство мы поддерживаем, чтобы у социально незащищенных граждан, имеющих при этом небольшой долг, была возможность начать жизнь условно с
чистого листа, — сказал председатель комитета Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Сергей Пахомов. — Но при этом ни управляющие
организации, ни другие собственники в многоквартирных домах, где живет банкрот, не должны искать способы заплатить не только за себя, но и «за того парня».
Внесенный недавно в Госдуму группой депутатов законопроект касается случаев, когда оплата за коммунальные услуги предоставляется управляющей организацией,
сообщил Сергей Пахомов.То есть тогда, когда у собственников отсутствуют прямые договоры на поставку коммунальных ресурсов с РСО. При банкротстве фактического
потребителя коммунального ресурса он освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов. Следовательно, управляющая организация обязана списать
задолженность физлица за потребление коммунальных услуг.
Но при этом у организации сохраняется обязанность перед ресурсниками по оплате долга, хотя фактически деньги от банкрота не поступали. Законопроект исправляет этот
важный для управляющих организаций нюанс.
— Считаем, что такое восстановление справедливости необходимо, будем работать над принятием документа, — подчеркнул депутат.
В Минфин законопроект, который восходит к определению Верховного суда РФ (№ 305-ЭС16-3833), пока не поступал, рассказали в пресс-службе. Как пояснили в Минстрое России, в настоящий момент документ находится в статусе проекта, его обсуждение и согласование продолжается.
— Вопросы оказания жилищно-коммунальных услуг являются наиболее чувствительными и важными для российских граждан, поэтому такие инициативы нуждаются в детальной проработке и анализе для сохранения баланса интересов всех участников жилищных отношений, — сказали в Минстрое.
В РФ проблема взыскания стоит достаточно остро: накопившийся долг населения — от 700 млрд рублей и выше, говорит эксперт «Народный фронт. Аналитика» Павел
Склянчук. — При этом сегодня система платежей и отношений между поставщиками коммунальных ресурсов и исполнителями таких услуг, и между потребителями довольно
непрозрачные. На практике действуют системы взаиморасчетов и непрозрачных схем. Данный законопроект пытается как-то решить эти проблемы, — указал Склянчук.
Всё за ваши средства.
Президент ассоциации «Объединение управляющих компаний», гендиректор СРО «Объединение строителей СПб» Алексей Белоусов пояснил, что на сегодняшний день
долги за ЖКУ граждан, признанных банкротами, вынуждены оплачивать управляющие компании.
— И они делают это из собственных средств и средств дисциплинированных жильцов, — говорит собеседник. —Безусловно, такое положение дел вызывает риск банкротства самих УК и недовольство жителей МКД. Если законопроект будет принят, долги лягут на ресурсоснабжающие организации, что облегчит положение управляющих
компаний и жителей многоквартирных домов.
Законопроект решает конкретную проблему путем установления механизмов для зачета недополученных сумм в результате банкротства физлица, но остается вопрос, будет
ли это обязательно для ресурсоснабжающих организаций или по их желанию, отмечает эксперт Общественного совета Минстроя РФ, директор НП «Национальный жилищный
конгресс» Татьяна Вепрецкая.
— Необходимость новых решений по снижению задолженности за жилищно-коммунальные услуги назрела давно, — считает она. — С переходом на прямые договоры
с ресурсоснабжающими организациями у УК долги снизились, но в целом долги за жилищно-коммунальные услуги растут.
Президент Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость (АКОН), Никита Чулочников полагает, что нововведение существенно облегчит долговое бремя УК/ТСЖ.
Однако данный законопроект сильно запоздал — высока доля УК и ТСЖ, которые уже находятся в предбанкротном состоянии, подчеркивает он.
— Необходимо срочно остановить в судах подобные дела о банкротстве до принятия данного закона и дать шанс этим УК и ТСЖ на освобождение от долговой нагрузки и дальнейшее восстановление свой деятельности, — говорит Никита Чулочников. — К сожалению, это только вершина долгового айсберга и остается нерешенным вопрос, что делать с огромным количеством собственников-должников, которые еще не признаны судом банкротами, а их долги безнадежными.
В свою очередь, ассоциация АКОН предлагает для расшивки долгов собственников создать специализированный фонд с государственным, региональным участием, привлечь
бизнес, куда может обратиться заявитель-должник с просьбой реструктурировать свою задолженность.
За неимением иного. Несмотря на затянувшееся ожидание инициативы, существуют неточности, которые следует исправить, считает член комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Сусана Киракосян.
— Например, непонятно, почему избран способ «освобождение от исполнения обязательства» УО перед РСО в части безнадежных долгов собственников, — указывает
она. — Речь идет о прекращении исполнения обязательства. За неимением иного в правовом арсенале это возможно. Но, к сожалению, это не решает нарастающую проблему банкротств граждан. И важно понимать, что за долги всё равно кто-то должен ответить.
Вероятно, предлагает эксперт, стоит рассмотреть вариант включения долгов за ЖКУ в категорию «несписываемых» при банкротстве граждан. Руководитель правовой дирекции группы «Комфорт» Николай Яценко сообщил, что предложенный законопроект нашел широкую поддержку в профессиональном сообществе. Яценко предполагает, что бремя выпадающих доходов ляжет на сами РСО и будет отнесено к их предпринимательским рискам, точно так же как сейчас это бремя лежит на управляющих организациях, государство не обязано субсидировать эти выпадающие доходы РСО.
Чувашия предложила изменения в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении»
Инициативу озвучил Глава Чувашии Олег Николаев в ходе круглого стола «Вода объединяет» на выставке «Россия» на ВДНХ. В мероприятии приняли участие
представители Минстроя России, Счетной палаты России, Федеральной антимонопольной службы, Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, ООО «РС ВОДА», а также органов власти и предприятий Чувашии, Республики Крым, Ростовской и Ульяновский областей, которые проводят централизацию полномочий в сфере
водоснабжения и водоотведения.
Глава Чувашской Республики Олег Николаев: При централизации республика столкнулась с рядом проблем, связанных с вопросами законодательного регулирования на федеральном уровне. Но нам многое удалось, и практика показывает, что за такими подходами большое будущее, а самое главное — они дают очень хороший эффект как при управлении этим хозяйством, так и в обеспечении качества современных стандартов жизни человека. Мы неспроста дали название нашему сегодняшнему круглому столу – «Вода объединяет».
Уверены, что наша слаженная работа во взаимодействии с регионами, федеральными органами власти, Ассоциацией водоснабжения и водоотведения и всеми вовлеченными в процесс, обязательно приведет к результату. От Чувашии прозвучало предложение внести изменения в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении», расширив возможности передачи объектов систем водоснабжения и водоотведения. Сейчас передача этих объектов малых городов и сельских поселений республики крупным организациям водопроводно-канализационного хозяйства, в частности, АО «Водоканал» г. Чебоксары, остается возможной только посредством заключения концессионных соглашений.
Также озвучена необходимость разработки правовых и методических основ по постановке на учет бесхозяйных объектов в условиях централизации полномочий в сфере
водоснабжения и водоотведения. В числе инициатив — законодательное урегулирование вопросов налогообложения в отношении налога на имущество организаций водопроводно-коммунального хозяйства. В качестве поддержки предложено предусмотреть поэтапный ввод налога на новое имущество организаций отрасли в течение 5-10 лет. Отсрочка по налогу на имущество позволит существенно поддержать организации ЖКХ, при этом не повышая тариф на коммунальные услуги для населения и не выделяя из бюджета дополнительных средств.
Предложено внесение изменений в постановление Правительства России «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в
Российской Федерации», в части принятия исчерпывающего перечня оснований для отказа в согласовании представительным органом местного самоуправления решения
высшего должностного лица субъекта об установлении предельного индекса в муниципальном образовании в размере, превышающем индекс по субъекту Российской
Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации.
Также учитывая, что централизация полномочий, создание единых водоканалов – это инструмент, нацеленный именно на более действенное решение задачи модернизации
сферы ЖКХ, Чувашия предложила расширение мер финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, реализующих реформу по централизации полномочий, путем
создания отдельной государственной программы, либо включение в действующие и разрабатываемые инструменты инфраструктурного меню неких критериев отбора,
позволяющих приоритизировать мероприятия в отношении таких субъектов.
Одним из основных итогов круглого стола стало решение о подготовке консолидированных предложений по законодательным инициативам с дальнейшим рассмотрением Минстроем России и ФАС России, принятие которых позволило бы снять проблематику, имеющую место в отношении регионов Российской Федерации, осуществляющих стратегию по укрупнению систем водоснабжения и водоотведения.
Указанные предложения будут сформированы при поддержке Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, исполнительный директор которой Елена Довлатова, выступила в качестве модератора прошедшего мероприятия.Ранее на совещании с Президентом Владимиром Путиным по вопросам социально-экономического развития Чувашской Республики, Глава государства поддержал концепцию строительства очистных сооружений. В ней предусматривается строительство 21 очистительного центра, прежде всего в районных центрах, которые будут работать на обслуживании этой территории и могут принимать стоки от частных подворий, хозяйств и бизнеса. Это будет парк автомобилей, которые можно вызвать и сдать использованную воду.
В рамках Послания Госсовету Чувашии Олег Николаев отметил, что Республика близка к решению задачи по подаче воды по групповому водоводу Батыревского,
Шемуршинского и южной части Комсомольского округов. Таким образом, будет решена историческая проблема отсутствия качественной воды на названных территориях. В
республике за пять лет построено пять очистных сооружений, проведена масштабная работа по строительству и модернизации в Чебоксарах ливневых очистных сооружений,
которые не ремонтировались много лет. В текущем году будут построены еще два ливневых очистных сооружения в микрорайоне «Новый город» и в районе улицы
Якимовская, благодаря чему до конца года мы в три раза сократим сбросы загрязненных сточных вод в Волгу.
Справочно:
В целях развития системы водоснабжения и водоотведения, а также обеспечения населения Чувашской Республики качественным централизованным питьевым
водоснабжением и централизованным водоотведением 21 декабря 2021 года Госсоветом Чувашии принят закон Чувашской Республики «О перераспределении отдельных
полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами местного самоуправления в Чувашской Республике и органами государственной власти Чувашской
Республики», который вступил в силу 1 января 2022 года.
В рамках Закона принят двухэтапный подход передачи объектов из муниципальной в государственную собственность Чувашской Республики: на первом этапе переданы
объекты, в отношении которых отсутствовали критические замечания, на втором этапе — объекты, по которым для устранения замечаний требовалось проведение дополнительных процедур с внесением изменений в правоустанавливающие документы.
В Чувашии из муниципальной в республиканскую собственность передано более 1600 объектов недвижимого и движимого имущества, которое теперь закреплено за
эксплуатирующими организациями — ГУП «БОС» Минстроя Чувашии и АО «Водоканал» г. Чебоксары.