О том, что человек становится наследником частной собственности близкого человека или того, кто ему свое добро завещает, известно всем. Но жизнь иногда складывается так, что гражданин при жизни по разным причинам не смог оформить нажитое добро в частную собственность. Верховный суд РФ на конкретном примере объяснил: это еще не значит, что наследник ничего не получит.
У одной гражданки умерла дочь, после которой осталась квартира. Но свидетельство о праве на наследство матери не выдали, потому что наследодательница не успела завершить приватизацию. Она подавала заявление за несколько лет до смерти, но тогда ей отказали, правда, об этом чиновники ей не сообщили. Наследница обратилась с иском к департаменту городского имущества. Три местных суда разошлись во мнениях. В итоге в деле пришлось разбираться Верховному суду.
История, о которой идет речь, началась семь лет назад с того, что одна гражданка обратилась в администрацию города с заявлением о приватизации своей однокомнатной квартиры. Но она не приложила к своему заявлению договор социального найма, поэтому ей отказали, о чем письменно так и не сообщили. Спустя пять лет женщина умерла. После этого ее мать пришла к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Но нотариус отказался выдавать ей свидетельство, потому что не нашел доказательств того, что эта квартира принадлежала дочери. Тогда наследница обратилась в суд с иском к департаменту горимущества. Она просила включить квартиру в состав наследства и признать за ней право собственности. Спор заметил портал Право.ru.
Райсуд встал на сторону наследницы, решив, что ее дочь при жизни выразила волю на приватизацию жилья, но закончить этот процесс не смогла
Райсуд встал на сторону женщины, решив, что ее дочь при жизни выразила волю на приватизацию жилья и закончить этот процесс не смогла по не зависящим от нее причинам. Кроме того, чиновники не отказывали хозяйке квартиры в письменном виде, как того требует закон.
Чиновники решение оспорили. И апелляция встала на их сторону. Говорить о воле на приватизацию можно, только если гражданин подал соответствующее заявление с полным пакетом документов. Здесь этого не было, указал горсуд. Гражданка, когда просила о приватизации, не приложила договор социального найма, следовательно, не выразила свою волю на приватизацию в установленном порядке. Так решила апелляция и отказала наследнице в иске. Кассационный суд был с этим мнением полностью согласен.
Вот в таком виде спор дошел до Верховного суда РФ.
На заседание Судебной коллегии по гражданским делам ВС был приглашен представитель департамента горимущества. Он рассказал, что в то время, когда женщина попросила о приватизации, действовало два документа городской власти. Они предусматривали разную форму заявлений граждан. Одно распоряжение говорило о подготовке документов для последующей приватизации, а второе распоряжение - о передаче квартиры в собственность.
- Из заявления гражданки следует, что она просила только подготовить документы для последующей приватизации. То есть она подала заявление по форме из первого постановления, которое не выражает волю гражданина на передачу квартиры в собственность, - обратил внимание судей чиновник.
А еще представитель департамента подчеркнул, что пять лет женщина не интересовалась судьбой своего заявления к ним. Она ничего не предпринимала, а такое бездействие в любом случае не могло бы привести к приватизации. Недостаточно подать заявление, нужно еще подписать несколько документов, сказал представитель городских властей.
- Департамент должен был дать ей какой-то письменный ответ? - уточнил у представителя городской власти судья.
- Да, был обязан уведомить, но доказательств отправленного ей уведомления у нас нет, ответил чиновник.
Выслушав стороны, тройка судей ВС огласила свое решение. Суд постановил - отменить все отказы, которые были приняты по делу. То есть Верховный суд заявил, что акты апелляции и кассации он считает неправильными. ВС отправил этот спор на новое рассмотрение в городской суд на пересмотр.
Определение Верховного суда РФ N 5-КГ21-144-К2.
Средняя стоимость страхования жилого помещения размером около 55 квадратных метров по программе страхования жилья составит около 50 рублей в месяц. Такие расчеты представил Всероссийский союз страховщиков (ВСС). Снижению стоимости страхования жилья и его большей доступности для граждан, как полагают в союзе, будет способствовать включение строки о добровольном страховании жилья по региональным программам в платежки ЖКХ.
Человек сможет выбрать, ставить или нет галочку напротив этой строки. Это позволит убрать из процесса посредников и сделает страховой продукт дешевле. "Конструкция действующего сейчас закона позволяет создать механизм распределения ответственности по договору страхования между страховой компанией, Российской национальной перестраховочной компанией и региональными властями, что направлено на получение услуги по стоимости, доступной всем гражданам страны и в отношении любого зарегистрированного жилого строения", - отметил президент ВСС Евгений Уфимцев.
Средняя стоимость полиса страхования жилья может составить около 50 рублей в месяц
В апреле депутаты Анатолий Аксаков, Ярослав Нилов и Николай Цед внесли в Госдуму законопроект, обязывающий регионы разрабатывать программы добровольного страхования жилья. Сейчас это делается в добровольном порядке. Как отмечается в пояснительной записке к документу, у региональных властей отсутствуют стимулы по разработке и утверждению программ страхования. "Предложенный внесенным законопроектом подход, делающий разработку программ страхования жилья обязательной для регионов, является важнейшим стимулом, который позволит существенно повысить проникновение страхования", - полагает Евгений Уфимцев.
При обслуживании разных МКД необходимо применять дифференцированный подход. Вопрос сейчас прорабатывают в Минстрое. Об этом сообщил заместитель министра строительства и ЖКХ Алексей Ересько на всероссийском совещании «Трансформация регулирования рынка управления многоквартирными домами».
При строительстве домов закладывается разный уровень их технического оснащения и обслуживания: бизнес-класс, комфорт-класс, стандарт, эконом. Однако эксплуатация МКД в России сегодня предусматривает лишь усредненный перечень мероприятий. Он ограничивается минимально необходимыми работами, отметил замминистра. Важно дифференцировать обслуживание домов с разным объемом инженерных систем, например выделить те, которые требуют более квалифицированного подхода. Поэтому в Минстрое прорабатывают дифференцированный подход к эксплуатации МКД, указал Алексей Ересько.
Важно также установить экономически обоснованный размер платы за содержание жилого помещения. Денег, которые сейчас есть в тарифе, не хватает для проведения адекватных работ в МКД, отметил председатель комитета Госдумы Сергей Пахомов. Депутат предложил разработать понятный и удобный инструмент-«калькулятор», с помощью которого жители и управленцы могли бы посчитать реальный размер платы, который позволит содержать их дом в надлежащем состоянии.
Госдума во втором чтении повысила штрафы для РСО за нарушение качества предоставления коммунальных услуг гражданам. Изменения предусмотрены в статье 7.23 КоАП. Для управляющих МКД организаций санкции за аналогичные нарушения не поменяются. Такой законопроект № 1143914-7 приняли во втором чтении 6 мая.
Пока закон не вступит в силу, штрафы за нарушение качества КУ составляют от 5 тыс. до 10 тыс. руб. независимо от того, кто виноват в нарушении. Размеры штрафов не пересматривали с 2007 года. Законопроект вводит отдельные санкции для РСО и одновременно ужесточает их. За первое нарушение РСО будут штрафовать до 50 тыс. руб., за повторенное – до 100 тыс. руб.
Действующие штрафы незначительны, поэтому ресурсникам проще и дешевле нарушать, чем предоставлять вовремя качественные услуги. Кроме того, невысокие штрафы позволяли РСО использовать непредоставление или некачественное предоставление КУ как инструмент взыскания задолженности. Изменения должны защитить права потребителей, улучшить качество коммунальных услуг, а также привлечь к ответственности недобросовестные РСО, отмечали авторы законопроекта.
Кому отменили комиссию за квартплату
Экономия для людей на соцобеспечении составит сотни рублей в год
С середины лета 2024 года некоторые категории россиян смогут оплачивать коммунальные услуги и пени за просроченные платежи без банковской комиссии. Распоряжение подписано и подготовлено для реализации новых норм Жилищного кодекса, которые были приняты по указанию президента РФ Владимира Путина. В Ассоциации банков России отмечают, что в проекте правительства пока не определен перечень документов на бумажном носителе, которые физлицо должно предъявить при обращении в офис банка или платежного агента. Также не указан порядок использования электронных документов при отсутствии бумажного документа. Сейчас, кредитные организации направили свои предложения в правительство и ведомства для разъяснений и организации единой платформы, где будут содержаться все сведения о льготных категориях граждан.
Список льготников, которые смогут платить ЖКУ без комиссии
С 1 июля многодетные родители, члены таких семей старше 18 лет, пенсионеры, инвалиды, ветераны боевых действий, а также члены семей погибших или умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий смогут оплачивать жилищно-коммунальные услуги, а также пени за неполные и несвоевременные платежи без комиссии, которую взимают отдельные банки (распоряжение №1059-р).
Перечисленные категории полностью освобождены от комиссионных сборов, которые составляют 1-3% от ежемесячного платежа, рассказал председатель комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов.
— Нетрудно перевести это в цифровые показатели: при сумме платежа в 5000 рублей ежемесячно экономия составит не менее 600 рублей в год, — уточнил депутат.
Депутат отметил, что банковское сообщество к этому решению отнеслось с пониманием, а ряд кредитных учреждений, не дожидаясь конкретного перечня освобожденных от уплаты комиссий лиц, отменили дополнительный сбор самостоятельно и для всех своих клиентов.
— Но я хочу отдельно подчеркнуть, что принятое нами решение — это закон не против банков. Это закон о поддержке граждан, о справедливости, — заявил Сергей Пахомов.
Председатель общественного совета при администрации города Саратова по вопросам ЖКХ Андрей Жбанчиков объяснил, что перечень лиц, относящихся к категории льготников, представляет собой довольно обширную группу населения. С учетом того, что размер банковской комиссии в натуральном выражении варьируется от 50 до 150 рублей за платеж и зависит от размера ЖКУ, за год для лиц, находящихся на соцобеспечении, «набегает» значительная сумма.
— Банки потеряют значительный объем доходов и это может привести к пересмотру «линейки сумм комиссий», — считает Андрей Жбанчиков.
Как рассказали в Управлении общественных связей Ассоциации банков России (АБР), на сегодня основные сложности при реализации новых льгот в том, что единого источника для получения информации о льготных категориях россиян всё еще нет. Такой базой могла бы выступить единая цифровая платформа в социальной сфере, которую ведет Минтруд, считают в АБР. Но даже если банк будет к ней подключен, там не содержится информация обо всех категориях льготников, добавляют эксперты. Для реализации постановления правительства платформу нужно доработать, поскольку она не выдерживает нагрузку по количеству запросов, направляемых от крупных финансовых учреждений, говорят в АБР.
Кроме того, при обращении льготника в банк с подтверждающими документами нередко возникает ряд разночтений с различными законами. Например, льготный статус для многодетной семьи в разных документах определен по-разному. С пенсионерами тоже есть неопределенность. Например, распространяется ли льгота на работающих пенсионеров, поясняют эксперты.
Остается вопрос, должен ли льготник быть собственником квартиры, за которую оплачивает коммунальные услуги. В этой связи было бы логично, чтобы компании, которые формируют счета за услуги ЖКХ, указывали льготную категорию в едином платежном документе, уточняют в АБР.
Также не совсем ясен вопрос с оплатой услуг ЖКХ через терминалы и электронные кошельки, где платеж до 15 тысяч не требует полноценной идентификации плательщика.
Как платить за ЖКУ без комиссии
С 1 июля банки должны будут перестать взимать комиссию при оплате ЖКУ указанными льготными категориями, разъясняет член общественного совета Минстроя России Вероника Межецкая. Например, пенсионерам на карту, открытую в банке, приходит пенсия, а кредитная организация, отследив статус человека, не начисляет проценты за ЖКУ при оплате в личном кабинете. Другим льготникам: инвалидам, ветеранам боевых действий и членам семей погибших или умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий — придется подтвердить свой статус, поясняет Вероника Межецкая. Пока механизм не прописан в законодательстве, и это проблема.
Она приводит в пример начисления пенсионеру, проживающему в трехкомнатной квартире в Москве, пользующемуся льготой на оплату ЖКУ (ветеран труда). Размер ЖКУ в такой квартире составляет в среднем за последний месяц 5192,23 руб. плюс оплата за э/энергию 1126, 90 руб. Комиссия на данный платежный документ могла бы составить 36,35 руб. и 11, 27 руб. Таким образом, средний размер экономии мог бы составить 47, 62 руб. или примерно 570 руб. за год. От размера пенсии данного льготника это составляет 0,22 %.
— Что касается комиссии по пени за ЖКУ, конечно здесь «цена вопроса» может быть значительной для данных льготных категорий, но должники по оплате ЖКУ лишаются права на получение субсидии и, как правило, получатели субсидии на оплату ЖКУ являются наиболее обязательными плательщиками, — сказала Межецкая.
Член общественного совета Минстроя России, глава фонда «Институт экономики города» Ирина Генцлер убеждена, что более резонным подходом было бы предоставлять льготу людям с низкими доходами, чтобы они могли удовлетворять жизненно важные потребности — в том числе в жилищных и коммунальных услугах.
Генцлер подчеркивает, что новая директива коснется прежде всего тех, кто не оплачивает расходы на ЖКУ через личные кабинеты онлайн — это пожилые люди и сельские жители.
— Пока неясно, как будет подтверждаться право гражданина на освобождение от уплаты комиссии. В начальный период, скорее всего, это придется делать самим гражданам, предъявляя документы, подтверждающие их право на льготу. Это замедлит работу операторов по приему платежей, удлинит срок нахождения в очереди для граждан. Но можно ожидать, что постепенно организационные вопросы будут решены, — говорит она.
Комиссия за жилищно-коммунальные услуги после принятия закона остается несбалансированной, отмечает член общественного совета Минстроя России, директор партнерства АНП «Национальный Жилищный Конгресс» Татьяна Вепрецкая.
— Если житель получает несколько платежек, а их количество может быть от одной до одиннадцати, то с каждой суммы берется комиссия от 30 рублей и выше, что увеличивает стоимость услуг. Были случаи, когда сумма в платежки была меньше, чем сумма комиссии, — напоминает она.
Льготник и право
В комитете «Деловой России» по коммунальной инфраструктуре и ЖКХ отмечают, что сейчас отдельно указать задолженность за ЖКУ льготных категорий довольно сложно, однако в целом именно у населения, а не у компаний, самый высокий процент задолженности по коммунальным платежам. По данным, предоставленным отраслевыми организациями при рассмотрении законопроекта, в декабре 2023 года задолженность граждан составляла 876 млрд. рублей.
Руководитель отдела взыскания Управляющей компании группа «Комфорт» Кирилл Евстафьев полагает, что полная отмена такой комиссии не скажется на увеличении задолженности потребителей перед ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями.
Члены экспертного совета Ассоциации профессиональных управляющих недвижимостью «Р1» считают, что новый закон станет неким компромиссом между банковским лобби и коммунальщиками (ведь сначала предлагали освободить от комиссии всех плательщиков, но банки воспротивились такому решению, писали письма в правительство). Теперь, чтобы эту льготу получить, есть два варианта, объясняют в «Р1».
Первый — автоматизированный. В этом случае сразу понятно, что плательщик — льготник и с него не надо брать комиссию. Для такого решения нужно «подтягивать» персональные данных из госсистем и вкладывать деньги в разработку и защиту персональных данных. Второй путь — предъявлять при оплате документ, дающий право на льготу. Такое решение обойдется дешевле, но будет совершенно старомодным и несовременным, уточняет эксперт.
В России сегодня живет 41 млн пенсионеров, подчеркивают в «Р1». Чтобы организовать взаимодействие с таким количеством людей, нужна большая подготовительная работа — а к ней никто особо не готовился. Поэтому обещанная льгота может остаться таковой лишь на бумаге — по крайней мере первое время.
Кроме того, сохраняется риск, что при отсутствии компенсаций банкам со стороны государства, кредитные организации могут начать самостоятельно компенсировать выпадающие доходы за счет других граждан.